Личность в группеСтраница 1
Платонов так описал общепсихологический и социально-психологический угол зрения на анализ личности:
1. Биологически обусловленная подструктура, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности, биологические свойства психики.
2. Психологическая подструктура – индивидуальные свойства отдельных психических процессов через специфику психических процессов у конкретных людей – особенности памяти, эмоций, мышления.
3. Подструктура социального опыта – раскрывается как знания, навыки, умения привычки, приобретаемые человеком в ходе его жизни.
4. Направленности личности, которая понимается как социальная детерминация, которая определяет социально-личностную направленность – влечения, желания, склонности, интересы, идеалы, убеждения.
С точки зрения Платонова к социальной психологии относится только последняя структура личности, связанная с ее социальной направленностью. Леон связывает структуру личности со структурой деятельности и показывает, как за иерархией деятельности стоит иерархия мотивов, за ней – иерархия потребностей. Личность – продукт той системы деятельности, в которой она реализует, строит себя.
В социальной психологии личность традиционно рассматривается в конфигурации из трех блоков проблем: 1) проблема социализации; 2) проблема социальной установки личности; 3) проблемы социально-психологических качеств.
Как социально-психологические свойства личности рассматривают следующие личностные качества.
1. Свойства, обеспечивающие развитие социально-психологических способностей. И здесь свойства, связанные с умением человека оценивать других людей – адекватно, точно.
2. Свойства, которые формируются во взаимодействии человека с другими людьми, такие как конформность, доверие к другим людям или его отсутствие.
3. Свойства, которые Бобнева называет общими социально-психологическими свойствами личности. Они проявляются в отношении к другим людям.
4. Свойства, связанные с общением с другими людьми - коммуникативные свойства.
Другая попытка выделять разные свойства общения основана на рассмотрении общения как трехкомпонентного общения, когда основными сторонами выделяется коммуникативное (общение), интерактивное (взаимодействие), социально-перцептивное (восприятие людьми друг друга).
На основе анализа коммуникативных свойств личности был сконструирован концепт – социально-перцептивной компетентности личности. Из работ когнитивистского направления, в частности, К. Арджирис, межличностная компетенция определяется, как способность точно воспринимать других людей. В. А. Лабунская рассматривает социально-перцептивные способности личности как способности, позволяющие человеку адекватно отражать других людей. Имеются ввиду частные перцептивные способности – наблюдательность, проницательность, имеющие различную степень выраженности у разных людей. Смысл изучения социально-психологических свойств сводится к тому, чтобы задать понятие социально-психологической компетентности личности, чтобы понять, каковы проявления этой социально-психологической компетентности, как можно развивать, совершенствовать. Также создается перечень помех на пути адекватного восприятия других людей, и конструируются способы их устранения. На этой основе создаются специальные социально-психологические тренинги, тренирующие те или иные свойства социально-психологической компетентности.
Экспериментальная часть. Цели, гипотезы и задачи
исследования
Многие наркологи говорят об изменении личности в процессе болезни наркоманией. При рассмотрении «образа Я» у больных наркоманией нельзя не учитывать влияния внутренней картины болезни (представленность болезни в самосознании, субъективное отношение к ней больного) на процесс изменения личности в течение болезни. Личностные изменения про ...
Классификация ощущения
Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущения данного качества или "модальности".
В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения - прикосновения и ...
Тематический план
Наименование разделов и тем
Трудоемкость
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Л
ПР
СРС
Л
ПР
СРС
Раздел I. Теория и практика социальной психологии
Тема 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания
6
2
2
2
2
4
Тема 1.2. Предмет и объект изучения социал ...