Материалы » Социальная психология » Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)

Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
Страница 2

Центральными проблемами в области социальной перцепции являются:

- возрастные, половые и профессиональные особенности социальной перцепции;

- условия и факторы, влияющие на точность и адекватность оценки одним человеком другого;

- закономерности формирования первого впечатления (эффект ореола – тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на другие, проекция – приписывание другим людям вытесненных собственных качеств, эффект снисходительности – все люди оцениваются положительно);

- влияние на эти процессы прошлого опыта, характера взаимоотношений, самооценки и личностных свойств взаимодействующих людей (влияние стереотипов и установок).

Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление, о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки.

Основные механизмы осознания себя через другого - идентификация и рефлексия.

Идентификация обозначает уподобление себя другому. Этим способом люди пользуются в реальных ситуациях взаимодействия, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Процесс идентификации в межличностном общении изучали Р. Л. Кричевский и Е. М Дубовская, которые определяют идентификацию как следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, как реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения. Они выделили 3 группы идентификации:

1. желание следовать другому в чем-то, стремление обладать отдельными его свойствами, но конкретные факты идентификации отсутствуют (то есть это низкий уровень идентификации (здесь могут находиться до 57% членов группы)

2. идентификация актуализируется в реальных поведенческих проявлениях (частичная идентификация, до 33%)

3. характеристики другого значимого человека становятся эталоном и регулятором поведения (до 10%).

Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Она также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы, т. е. ситуация не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии и идентификации сходен: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествлять себя с этим человеком. Проявляя эмпатию, индивид принимает во внимание линию поведения партнера, но свою собственную может строить по-иному.

Страницы: 1 2 3 4


Межличностные отношения и уверенность на работе
«Какие еще межличностные отношения могут быть на работе? Работа есть работа. Нужно делом заниматься, а не ерундой». Эти или подобные слова часто можно слышать от «жестких», «деловых» руководителей – и в чем-то с ними нужно согласиться. На работе действительно нужно заниматься делом. Но невозможно заниматься делом долго и продуктивно – и ...

Современные теории личности.
Теория личности А. Адлера — модель теории личности в индивидуальной психологии. В ней постулировалось три фактора стабильности и динамики личности: чувство общности, чувство неполноценности, стремление к самозначимости. Считалось, что если усиливается чувство неполноценности, то повышается стремление к самозначимости и понижается чувств ...

Истоки возникновения
Депрессивное состояние может возникнуть вследствие следующих причин: ü низкая заработная плата; ü неблагоприятные факторы окружающей среды; ü плохая обстановка в семье; ü раздражающие факторы. Все эти факторы могут влиять на поведение учителя. ...