Социально-психологические аспекты развития группыСтраница 1
Идея развития группы была обозначена в психоаналитической концепции, толчок чему был дан работой 3. Фрейда «Групповая психология и анализ Эго».
В последние годы идея развития группы получила более широкое распространение. Во-первых, введено само понятие «стадий» (или «периодов») развития группы, которые различаются друг от друга по набору критериев. Так или иначе, каждая стадия связана со сменой состава группы: в нее входят новые члены, частично уходят старые, происходит превращение потенциального члена группы в «полного» члена, затем, иногда, в «маргинального» члена, если группа перестает его удовлетворять; наконец, возможен и разрыв с группой. Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.
Во-вторых, сформулирована мысль о том, что социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.
Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме. Фаза развития группы, таким образом, соотносится с определенными изменениями в обществе.
В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентации личности, как коллективизм — индивидуализм. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах.
Зарубежные исследования и подходы к проблеме развития групп следующие.
Двухфакторная модель (Такмен): два фактора групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностный (развитие групповой структуры). Этапы межличностной активности:
· проверка и зависимость (ориентировка участников в характере действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения);
· внутренний конфликт (нарушение взаимодействия, отсутствие единства);
· развитие групповой сплоченности (исчезновение конфликта, гармонизация отношений);
· функционально-ролевая соотнесенность (образование ролевой структуры).
Этапы деловой активности:
(1) ориентировка в задаче (поиск оптимального способа решения задачи);
(2) эмоциональный ответ на требования задачи (противодействие требованиям задачи из-за несовпадения ее предписаний с личными намерениями);
(3) открытый обмен релевантными интерпретациями (обмен мнениями, проникновение в намерения друг друга, выработка альтернативной трактовки информации);
(4) принятие решений (конструктивные попытки успешного решения).
Модель Обера (Обер) – нормативно-ролевая система:
1) формирование экспрессивных норм и разностатусных ролей;
2) возмущение (разрушение наличной ролевой структуры вследствие возникающих внутригрупповых разногласий);
3) формирование инструментальных норм и гармонизация отношений в группе;
4) выполнение (образование функциональных ролей, установление гибкой взаимозависимости отношений).
Однофакторная модель (Мабри) для группы, ориентированная на решение задачи инструментального типа, включает следующие стадии:
· латентная (ознакомление с задачей);
· адаптационная (соотнесение возможностей участников с требованиями задачи);
· интегративная (объединение усилий, координация стратегий);
Введение.
Настоящий реферат содержит анализ одной из фундаментальных категорий психологии, значимой как для теории, так и для реальной практики деятельности специалистов социономического профиля, к которым относится большинство сотрудников таможенных органов.
Важнейшим аспектом профессионализма сотрудника таможенных органов являются развитые ко ...
Прикладная психология рекламы
Прикладной психологии, если она хочет идти в ногу со временем, никак нельзя не заниматься серьезным исследованием феномена рекламы и всех аспектов его проявления в обществе. Сегодня в условиях утверждающихся рыночных отношений этот вид информации перестает быть сугубо экономическим атрибутом и становится своеобразным элементом массовой ...
Анализ содержание программы «История развития рок-музыки»
1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл как сплав «белой» и «черной» музыки. Билл Хейли, Элвис Пресли и др.
2. Британский рок. «Биттлз» – творческий портрет, история успеха, влияние на развитие рок-музыки.
3. Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б. Дилан, его влияние на творчество «Биттлз».
4. Стили рок-музыки. Па ...