Материалы » Социальная психология » Принципы исследования психологии больших социальных групп

Принципы исследования психологии больших социальных групп
Страница 2

Также существует проблема соотношения психологических характеристик большой группы и сознания каждой отдельной личности, в нее входящей. В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности.

Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московичи). Она в значительной мере претендует на то, чтобы предложить одновременно и метод исследования больших групп.

Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.

Социальные представления (первоначально – коллективные представления) – термин, предложенный Э. Дюркгеймом для обозначения компонентов системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте. Коллективные представления обладают всеобщностью и необходимостью, являются продуктом длительного развития, создаются обществом, а не личностью; они аффективно окрашены и принимаются каждым человеком без рассуждения. Признание влияния на человека коллективных представлений меняет понимание человека, как источника наиболее высших форм духа.

С. Московичи определяет понятие «социальные представления» как «не только конституирующие элементы обыденного сознания, но и строительные блоки социальной реальности. Представления – это та социальная призма, через которую воспринимается (предстаёт) реальность».

Наиболее изученными социальные представления являются в Концепции социальных представлений, согласно которой «отношения с миром окрашены двоякой спецификой социальных представлений: они обуславливают опыт, события и людей, с которыми соприкасаются, и предписывают, что и как именно надлежит мыслить». При изучении психологии больших социальных групп могут применяться методы, традиционные для социологии, включая различные приемы статистического анализа. При изучении больших групп социальная психология также использует приемы, принятые в языкознании, поскольку в определенной степени ей приходится здесь иметь дело с анализом знаковых систем.

Страницы: 1 2 


Акцентуация характера
По А. Е. Личко, "акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей, даже повышенной устойчивости к другим". Определение черты характера по Б. Г. ...

Межличностные отношения и уверенность на работе
«Какие еще межличностные отношения могут быть на работе? Работа есть работа. Нужно делом заниматься, а не ерундой». Эти или подобные слова часто можно слышать от «жестких», «деловых» руководителей – и в чем-то с ними нужно согласиться. На работе действительно нужно заниматься делом. Но невозможно заниматься делом долго и продуктивно – и ...

Ролевая и сюжетно-ролевая игра
Ролевая и сюжетно-ролевая игра очень распространены и в России, и в мире. Существуют целые ассоциации «Игроков в историю», выходят специальные издания по теме. Среди них и российские – например, Master Ludi, выходящий в Санкт-Петербурге. Ролевые игры изначально базировались на теории ролей, которую – каждый по-своему – разрабатывали Дж ...