Применимость результатов социально-психологического
тренинга вне тренингового простанстваСтраница 1
Поскольку тренинг ставит перед собой задачу воздействия на его участников, естественно, встает вопрос о том, как в дальнейшем скажется (и скажется ли) на участниках опыт СПТ. Практика применения СПТ в различных областях имеет тенденцию к расширению и росту. С учетом отставания теоретической базы СПТ от практики, проблема применимости результатов СПТ в обыденной жизни участников тренинговых групп является, на наш взгляд, социально значимой для современного российского общества.
В силу широкого и быстрого распространения тренинга остро встал целый комплекс этических проблем, чрезвычайно важных и актуальных для данной формы группового движения. Достаточно полно он представлен, например, работе М. Лакина [152], который в блоке этических проблем выделяет проблемы, связанные:
а) с самим процессом тренинга,
б) с организацией группы,
в) с посттренинговым периодом.
Проблемы, связанные с влиянием факторов, проявляющихся в посттренинговом периоде мы рассмотрим несколько позже, когда будем говорить о проблеме применения западных моделей СПТ в России.
А к комплексу этических проблем, связанных с применимостью результатов СПТ добавим проблему индивидуальных особенностей участников тренинга.
Проблема переноса знаний и умении из лаборатории в реальную жизнь, как отмечает А. Уинн, это кардинальная проблема любого прикладного тренинга [52]. По мнению К. Аргириса, именно факт переноса является критерием успешного обретения "межличностной компетентности" [144]. Проблема переноса в той или иной степени затрагивается многими исследователями [29; 87; 88; 127]. В наиболее острой форме этот вопрос дискутируется в области менеджмента. Если в такой, например, области приложения тренинга, как подготовка психотерапевтов, можно говорить о безусловной пользе межличностной компетентности (человек будет успешнее справляться с задачами психотерапевта, если он лучше понимает, как его воспринимают другие люди), то для менеджеров, видимо, это утверждение требует, по крайней мере, существенных оговорок, так как в этом случае необходимо учитывать целый комплекс проблем, вытекающих из специфики деятельности человека в организации. "Проблема заключается в том, что ценности, установки, мотивация, стиль лидерства, приобретенные в результате тренинга, могут существенно расходиться с нормативными представлениями, существующими на этот счет в организации. Даже если это расхождение, не принципиального характера, они все равно могут сохраняться хотя бы потому, что ожидания и требования в организации по отношению к той или иной роли остались прежними, в то время как носитель этой роли изменил их" [52, 144].
Данные о результатах тренинга достаточно противоречивы. Обращает на себя внимание обширный перечень ожидаемых результатов — изменения перцептивные, мотивационные, ценностные, установочные, поведенческие. По справедливому замечанию Дж. Кемпбелла и М. Дюннетт, "организовать все это в единую согласованную систему, определяющую отношения между элементами тренинга и исходами в обучении, действительно трудно" [145].
Следует отметить далеко не однозначное отношение зарубежных психологов к опыту групп СПТ. В качестве примера оппозиции можно сослаться на мнение З.Коха, подвергающего резкой критике "методы гуманистической психологии, как они реализуются в группах тренинга сензитивности (тотальное самораскрытие, естественность, непосредственность и др.)" [52, 144]. Такое поведение, на наш взгляд, обоснованно в ситуации тренинговой группы, где созданы соответствующие условия для самораскрытия и эмоциональной раскрепощенности. Эти состояния помогают участникам группы получить максимальный опыт от переживаемых чувств и их анализа. Но в реальной жизни условия совсем другие и поведение, естественное и поощряемое в группе может быть не принято социальным окружением индивида.
Гуманистическое
направление
Основные задачи данного направления - философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссель, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, поиска смысла существов ...
Техника "Приятное зеркало".
Это искусство вести беседу на темы, подкрепляющие самоуважение партнера. Техника проявляется в плотной эмоциональной пристройке к линии беседы, вызывающей позитивные реакции собеседника. Подкрепление может быть не только словесным, но и мимическим, и пантомимическим. ...
Виды имиджа
В отечественной литературе присутствует три подхода к имиджу:
– функциональный;
– контекстный;
– сопоставительный.
При функциональном подходе выделяют следующие виды имиджа:
– зеркальный (имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно же мы оцениваем свой имидж дово ...