Занятие 10-е. Тема: "Умение хоронить свои потери".Страница 1
Цель — ознакомить группу со стадиями процесса отреагирования на утрату и обсудить на примерах из жизни присутствующих продуктивные и непродуктивные стороны этого процесса.
Мы все сталкиваемся с различными утратами в разных областях жизни. Оплакивание утрат, процесс отреагирования на печальное событие может быть как здоровым, так и нездоровым. Через переживание утраты мы можем достичь большей ясности восприятия действительности.
Поскольку изменения — естественная часть жизни, то утраты неизбежны. Причем утраты могут быть самыми разнообразными — от утраты близких до потери мечты о счастливом детстве, просто своего прошлого и т.д. Все, к чему мы привязаны, может уйти от нас. Прощание с предметом своей привязанности — будь то человек, вещь, духовное образование, какое-то верование — сопровождается чувством печали и нарастающей душевной боли. Горе часто является неожиданно, и каждый человек переживает его по-своему.
Стадии процесса отреагирования утраты.
1) Шок, отрицание: "Нет, не может быть".
Продуктивная часть — защита от переживания слишком интенсивной душевной боли сразу, в один момент позволяет набраться сил и начать двигаться к физическому выздоровлению.
Непродуктивная часть — длительное пребывание в состоянии отрицания, использование отрицания как главного механизма психологической защиты может привести к злоупотреблению химическими веществами и другим формам компульсивного эскапизма (убегания от проблемы).
Помогает пройти эту стадию признание своего бессилия перед случившимся (1-й шаг программы 12 шагов Ал-Анона).
2) Гнев.
Продуктивная часть — помогает перестать обвинять себя за утрату, возвращает энергию — действует как катарсис.
Непродуктивная часть — проецирование чувств вовне — экспрессия гнева происходит за счет других чувств. Гнев может стать дис-функциональной формой управления другими чувствами.
Помогает признание чувства гнева в связи с несправедливостью утраты и возможность положиться на Высшие силы (шаг 2 из программы 12 шагов).
3) Депрессия.
Продуктивная часть — время для физического выздоровления.
Время для самоосознания и глубокого размышления. Интенсивные поиски смысла жизни.
Непродуктивная часть — изоляция, нападки на самого себя, гнев, чувство вины становится глубоким. Взятие на себя ответственности и самообвинение может стать постоянным механизмом преодоления трудностей.
Помогает справиться с отчаянием в духовной, эмоциональной, физической и социальной областях то, что ведет к пробуждению сознания на новом уровне, если человек активно включается в процесс выздоровления.
4.) Принятие.
Продуктивная часть — утрата признается с чувством разрешения проблемы, может быть, даже с чувством благодарности судьбе за испытания, повлекшие за собой укрепление твердости характера.
Непродуктивная часть — движение к неестественному, поспешному "принятию" с пропуском чувств, сопровождающих предыдущие стадии процесса.
Помогает в достижении этой стадии признание того, что утрата и ее результаты признаются как события, повлекшие за собой далеко идущие последствия. Начало духовного разрешения проблемы. Помогает и то обстоятельство, что человек усиливает чувство ответственности за выздоровление. Помогают с 4-го по 12-й шаги программы 12 шагов.
Психологические проблемы больных страдающих нервной анорексией
Искаженное мышление у людей с анорексией проявляется в плохо приспособленных к реальной жизни установках и неправильном самовосприятии.
Они часто говорят себе: "Я должен стать совершенным во что бы то ни стало", "Я стану лучше, если подвергну себя лишениям" и "Я не буду чувствовать себя виноватым, если прекращу ...
Игры детей и животных
Молодые животные очень много играют - между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Даже те виды, которые всю взрослую жизнь живут одиночками, - например, медведи, дикие кошки, - в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятное провождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, как физ ...
Шифр
Время проведения: 3 мин
Если взять любое предложение, допустим "Виктора попросили вернуть книгу", и по другому расставить в нем пробелы, получится любопытный шифр: "В иктор Апопрос иливер нуть книг у".
Зашифруйте таким путем несколько предложений и попросите товарища разгадать написанное. ...