Характер
Страница 2

5. В психоаналитическом направлении сейчас существуют несколько определений характера:

· “характер определяется как направленность, вызываемая произвольными импульсами человека, это совокупность реакций человека на его социальное окружение” (Абрахам).

· “Привычные способы приспособления “Я” к внешнему миру, “ОНО” и “Сверх-я”, а также типичные сочетания этих способов между собой образуют характер” (О.Фенихел).

· “Структура характера может быть осмыслена как организация потребностей и эмоций внутри каждого человека, приспособленная для адекватного реагирования на основные социальные ценности группы” (Бингхлоул).

· “Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.д.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, мышечного панциря. Этот панцирь первоначально возникает в результате конфликта между инстинктивными потребностями и внешним. Его дальнейшее укрепление и причина существования обусловлены продолжающимися конфликтами тех же сил” (Райх).

· А.Лоуэн вообще предложил ограничить понятие характера только патологическими состояниями. “Человек здоров, если у него нет типичных способов поведения, т.е. характера. Это означает, что в реальности он ведёт себя спонтанно, адаптируясь к рациональным требованиям ситуации”. [27].

6. В современной американской психологии используют два альтернативных определения характера:

· “Характер – это этический и моральный аспект личности”;

· “Характер – мотивационный аспект личности”. [27].

7. В советской психологической литературе используются такие определения характера:

· “Характер – общая стилистика в привычках, навыках, усвоенных тактиках, это общий рисунок, манера поведения, сформированная в результате особого, индивидуального приобретённого опыта в конкретном социальном окружении” (А.Г.Шмелёв).

· “Характер – содержательный и общественно-значимый компонент личности, проявление направленности, мировоззрения в его поведении” (Н.Д,Левитов).

· “Характер – индивидуальное сочетание приобретённых в течении жизни, наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определённом отношении к себе, к другим людям, к порученному делу, к различным трудностям”.

· “Характер – это сплав врождённых свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами”.

· “Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки” (К.К.Платонов, Н.Д.Левитов).

· “Характер – психологический склад личности, выраженный в её направленности отношение к людям, к себе, деятельности, вещам и воле” (Н.Д.Левитов). [27].

Страницы: 1 2 


Я-концепция и самосознание наркозависимых лиц
У людей, страдающих наркотической зависимостью, недостаточно развита «Я-концепция», снижены способности к рефлексии, им свойственна неадекватная самооценка. Наиболее ярко нарушения самосознания проявляются в сфере саморегуляции и самоконтроля. Нарушения самоконтроля проявляются у этих пациентов как в склонности к немедленному отреагиров ...

Особенности развития памяти у детей с ЗПР
Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с задержкой психического развития при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной ан ...

Техника “Втягивание в диалог”.
Определяет меру Вашей инициативы в диалоге. Если Вы будете говорить преимущественно сами, то психологический контакт затрудняется. Обращения к собеседнику должны побуждать его высказываться. Обмен репликами нужно стараться уравновешивать. Как это сделать? Учитывать в начале разговора позитивные интересы собеседника. Ссылаться на людей, ...