Материалы » Влияние родительского контроля на нравственную сферу детей старшего дошкольного возраста » Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления

Понятие «родительский контроль»: формы, уровни, функции, основные проявления
Страница 3

Основные необходимые запреты касаются:

ü здоровья ребенка (запрет на действия, которые здоровью и жизни самого ребенка);

ü физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречит норме уважения личности другого человека);

ü сохранности материальных, культурных и духовных ценностей (запрет на деструктивные, разрушающие действия в отношении природной и культурной среды).

Важное значение имеет форма презентации ребенку требований и запретов. По этому признаку требования к ребенку можно разделить на императивные и оптативные. Императивные требования предъявляются в категоричной, обязывающей форме (приказ, распоряжение, указание, угроза, поучение). Оптативные требования выражает желательность выполнения ребенком тех или иных действий (совет, предложение, просьба).

Для того, чтобы требования и запреты действительно были приняты ребенком и выполнялись, родителю необходимо руководствоваться определенными правилами (Карабанова О.А.) :

ü запреты должны носить всеобщий характер, иметь равную и незыблемую обязательность для всех, исключать двойственность понятия.

ü запреты должны предъявляться в безличной форме. Следует избегать императивной формы их предъявления; «Ты-высказываний»; формулировок, оскорбляющих и унижающих личность ребенка.

ü запреты должны быть предъявлены в вербальной (словесной) форме, ясной и понятной для ребенка.

ü предъявление и обсуждение запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент.

Сотрудничество ребенка со взрослым, обеспечивающее организацию необходимых условий для того, чтобы требования были приняты, осмысленны и выполнены ребенком, является оптимальной формой профилактики нарушения родительских требований.

В систему санкций входят поощрения и наказания. Психологическое значение и смысл поощрений и наказаний состоит в предоставлении ребенку обратной связи о соответствии его поведения и поступков социальным ожиданиям и принятым в обществе нормам и правилам. Функция поощрений и наказаний состоит в регуляции поведения ребенка посредством положительного или отрицательного подкрепления его действий.

Многие авторы (Р. Кэмпбелл, Х. Джайнотт, Й. Раншбург, П. Поппер, Д. Нельсен, Л. Лот, С. Глен, С. Спиваковская и др.) выделяют следующие виды наказаний: физические наказания, вербальная агрессия, аффективное воздействие на ребенка, лишение родительской любви, ограничение активности ребенка, лишение благ и привелегий, инициирование чувства вины, принуждение к действию, наказание естественными последствиями, отложенный конфликт, блокирование нежелательного действия, логическое объяснение и обоснование.

Рассмотрим кратко каждый из перечисленных видов наказаний. (Карабанова О.А.)

Физические наказания (вариант физической агрессии) – намеренное причинение вреда, нанесение физического и психологического ущерба ребенку, унижение личности ребенка. Данный вид представляет реальную угрозу жизни и здоровью ребенка и является абсолютно недопустимым. Применение физических наказаний ведет к формированию морали «власти, силы и принуждения», развитию безынициативности, покорности, зависимости, тревожности, лжи, агрессивности.

Вербальная агрессия может проявляться в различных формах: порицаниях, упреках, ворчливости, осуждении, прямой и косвенной негативной оценке личности ребенка. Основное негативное последствие – нарушение личностного развития, связанное с формированием у ребенка низкого самопринятия и самооценки, тревожности, неуверенности в себе, зависти, скрытности. Следует иметь в виду, что все высказывания родителя интерпретируется ребенком как информация о себе (какой я есть); о родителе (какой человек отец/мать); об отношении родителя к ребенку («любит – не любит»).

Аффективное воздействие – это гнев, ярость, крик, как крайняя форма эмоционального воздействия на ребенка. Использование такого вида наказания приводит к потере ребенком чувствительности, способности к эмпатии, рождает чувства страха.

Лишение родительской любви. Родитель в случае непослушания ребенка демонстрирует в открытой форме свое отвержение: «Я тебя больше не люблю», «Ты мне не нужен». Это может выражаться в избегании контактов с ребенком, в стремлении уйти, покинуть помещение, в котором находится ребенок. Данный вид наказания неприемлем в большинстве случаев, т.к. вызывает у ребенка переживание эмоционального отвержения, страх, тревогу, потерю чувства безопасности. Однако, в некоторых случаях подобная форма воздействия оказывается весьма эффективной, если ребенок понимает, что родительский гнев направлен не на личность, а на конкретный поступок ребенка. В этом случае родитель использует технику «Я-сообщений» («Мне очень неприятен твой поступок, мне обидно»). (Гордон,1997)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Стиль преподавания учителя как причина проявления стресса
Подход к преподаванию, в основу которого положены индивидуализированные, личностные отношения с учащимися, является, безусловно, более прогрессивным. Однако он неприемлем для учителя, обладающего негативной Я-концепцией, который стремится свести к минимуму межличностное взаимодействие с учащимися. В результате стиль его преподавания при ...

Исследование личности с помощью опросника «Невротические черты личности». Описание метода
Опросник «Невротические черты личности» (НЧЛ) содержит 119 пунктов – утверждений. Эти утверждения образуют 9 шкал (7 основных – личностных шкал и 2 контрольные шкалы). Основные шкалы опросника характеризуют полярные личностные свойства, играющие определенную роль в развитии неврозов, неврозоподобных и психосоматических расстройств. Конт ...

Общая характеристика психического развития ребенка в период дошкольного детства
Дошкольный возраст является периодом, в течение которого происходит дальнейшее интенсивное формирование и развитие психики (закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразований), возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологичес ...