Арттерапия
Страница 1

Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о глубине душевной жизни.

Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разума логически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько он и важен, потому что знание этого языка может отрыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности и т.п.

Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности, как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии – это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала, осуществление его прав на достойную жизнь, возможность преодолеть ограничения, вызванные болезнью или травмами вплоть до инвалидности.

Арттерапия – творческий поиск. Каждый человек по-своему отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: «Кто я и что я? Что такое мир, в котором я живу?» Творчество – это и есть путь, на котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа и сам ответ. Переживание момента творения дает силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Арттерапия – как способ социальной адаптации. Арттерапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Развитие творческого потенциала человека способствует его возможностям принимать решения, более успешно строить свою жизнь. Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Изначально под термином «арт-терапия» понимается использование искусств визуального ряда: все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия, ведомое рисование и др.); мозаика и коллажи; работа с гримом и боди-арт (как вид живописи «по телу» или «по лицу»); инсталляция; все виды лепки; художественное фотографирование и еще огромное количество видов художественного творчества.На первом плане арт-терапии – вера в творческую основу человека. Нозадача её не сделать всех людей художниками или актерами, а возбудить уиндивида активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей с целью решения проблемы.Таким образом, арт-терапия используется при работе с детьми, взрослыми, пациентами с пограничными расстройствами, психическими больными, в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах, при решении широкого спектра межличностных и внутриличностных проблем, познания себя, творческого развития и реализации своих возможностей. Кроме того, арт-терапия может быть дополнением к любым другим методам и направлениям психотерапии, традиционным и нетрадиционным системам исцеления и оздоровления, образования и воспитания, а может сама дополняться множеством самых разнообразных техник и приемов.

Страницы: 1 2


Вспомогательные методы исследования
В группу вспомогательных методов мы включили метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга, тест диагностики межличностных отношений Т. Лири (в модификации Л.Н. Собчик), метод цветовых выборов (модифицированный вариант цветового теста М. Люшера), шкалу тревожности Ч. Спил-бергера, а также наблюдение вербальных и неверба ...

Литературный обзор. Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу. Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе ...

Активное слушание
Когда пассивного слушания недостаточно, следует перейти к активному слушанию. Бизнесмен, который говорит только о себе и своей фирме, не проявляя интереса к деловым партнерам, как правило, не добивается серьезных успехов. Самая распространенная ошибка начинающих коммерсантов, когда они стараются склонить собеседника к своей точке зрен ...