Материалы » Психолого-педагогическая коррекция » Гуманистическое направление

Гуманистическое направление

Основные задачи данного направления - философские идеи экзистенциализма (М. Хайдеггер, П. Сартр, А. Камю) и феноменологии (Э. Гуссель, П. Рикер). Соответственно, главный акцент ставится на изучение проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и выбора, проблемы общения, любви и одиночества, поиска смысла существования. Спецификой очерченного круга проблем является уникальность несводимого к общим схемам личного опыта конкретного человека, а его центром - решение проблемы восстановления аутентичности личности, то есть соответствия ее бытия в мире ее внутренней природе. Индивидуализм рассматривается как интегративное целое.

В психологии направление представлено такими именами как К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В. Франкл.

Базисными принципами специалиста в рамках гуманистического направления являются:

Встреча специалиста есть встреча двух равных людей;

Разрешение проблемы у клиента наступает "само по себе" в том случае, если специалист создает ситуацию безусловного принятия, способствующую осознанию, выражению и самопринятию клиентом своих истинных чувств;

Клиент сам ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения в жизни.

Основные понятия гуманистического направления - индивидуация, самоактуализация, самоактуализирующаяся личность.

В психологическом смысле индивидуация мыслится как процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Осознание данных моментов существования важно для индивидуальной эволюции человека.

Предполагается, что именно благодаря процессу индивидуации личность реализует себя как уникальное неделимое целое.

В индивидуальной психологии А. Адлера индивидуация одной из основных своих граней соприкасается с предлагаемой им идеей о бессознательном стремлении человека к совершенству. (15)

В гуманистической психологии данное стремление находит частное воплощение в стремлении человека к возможному выявлению и развитию свих личностных возможностей, характеризующихся у разных субъектов различной степенью осознанности и определяемое в данном направлении термином самоактуализация.

В работе "самоактуализация" А. Маслоу выделил восемь способов поведения, ведущих к самоактуализации, которые включают в себя:

Полное живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью;

Представление жизни как процесса постоянного выбора;

Наличие "Я", которое может самоактуализироваться;

Быть честным, брать на себя ответственность;

Быть нонконформистом;

Реализовывать свои потенциальные возможности;

Быть открытым высшим переживаниям;

Разоблачать собственную психопатологию.

Объектом воздействия в данном направлении является становление личности. Причина проблемы понимается как блокирование внутриличностных ресурсов. Основная задача консультанта - помощь в самоосознавании и личностном росте, интеграции целостного "Я" и расширении пространства бытия.

Один из эффективных методов в данном направлении - экзистенциальный анализ, схема которого заключена в исследовании того, что человек знает-чувствует-желает, а основная цель - утверждение свободы человека.


Глубинная психология и психоанализ Фрейда. Психоанализ.Понятие и суть.
Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его ...

Понятие мотивации. Понятия "мотивы" и "потребности". Мотивационный процесс
Мотивация, в организационном контексте - это процесс, с помощью которого менеджер побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности. Даже если создаётся впечатление, что служащие работают только ради достижения общих целей организации, то всё равно ведут они себ ...

Развитие памяти в подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходит значительная перестройка и развитие памяти. Способность к произвольному запоминанию на основе приема заучивания постоянно, но медленно возрастает до 13 лет, а с 13 до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост запоминания, имеющего смысловой, логический характер [37]. В переходном возрасте, по Л.С. Выго ...