Материалы » Рефлексивные процессы в управлении » Экспериментальные исследования

Экспериментальные исследования
Страница 1

В качестве наглядного примера для иллюстрации вышеизложенных теоретических тезисов можно привести задачу, разобранную на практическом занятии.

Условие: «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 страницы?»

R1: 10

R2: 3

R3: не все цифры

R4: пустые страницы (0 цифр)

R5: словами

R6: дурацкая задача, нужны дополнительные условия

Первоначально при прочтении задачи возникают отдельные представления. В данном случае: «цифра», «нумерация», «книга», «число 634», «страница». Эти отдельные представления служили предметом изучения ассоцианизма, эмпирической психологии. 1ый рефлексивный акт

при решении данной задачи – доопределение условий задачи

, доопределение неизвестных представлений в контексте известных с использованием 3хосновных видов ресурсов:

· Проблемно-конфликтная ситуация с её противоречивостью

· Личный опыт, наши знания

· Инновационный ресурс, рефлексивно-творческий потенциал

Затем возникает интенция. Другими словами, происходит 2ой рефлексивный акт: избрание стратегии поиска.

В данном случае мы задаёмся вопросом «Сколько?» Мы выбираем стратегию чуда: смотрим – не думаем - быстрый ответ. При этом мы используем знаниевые средства и представляем цитату уже известных нам знаний в виде ответа. (R1-R6). Причём сначала мы даём ответ правильный, но тривиальный

(цифр всего 10). Затем неправильный, поверхностный

(3 цифры: видим, что есть 3 цифры, но факта наличия 3х

разрядов не видим). Потом у нас наблюдается деструктивная позиция (задача дурацкая), которая заменяется конструктивной (нужны дополнительные условия). И всё же наше мышление остаётся на репродуктивном уровне, которое сводится к воспроизведению стереотипного прошлого опыта. Мы можем также использовать наглядно-действенный метод поиска решения: загибаем пальцы, пишем на листочке бумаги цифры. Интенция – это предмет изучения Вюрцбургской школы. Знаниевые средства изучаются культурно-исторической психологией, наиболее ярким отечественным представителем которой является Лев Семёнович Выготский. Сам ответ представляет непосредственный интерес для бихевиоризма.

Наш эксперимент долго оставался на операциональном уровне. Но в нашем эксперименте участвовал Юра, у которого интенция заключалась в медленном ответе, другими словами он предпочитал другую стратегию поиска решения. Он, слушая наши ответы и видя наши неудачи, делал для себя определённые выводы. Он, медленно вчитываясь в условие, задался вопросом: «А что, собственно говоря, есть нумерация?» И уже только задавшись этим вопросом, он перешёл на предметный уровень мышления. Он вспомнил, что существуют числа трёхзначные, двузначные, однозначные. И он заменил понятие «цифры» понятием «цифровые знаки». В этом и заключалась модель. Он получил ключ к решению данной задачи. Уже сама модель служит предметом изучения для гештальтпсихологии.

Рефлексивный уровень в данном примере выражался в интеллектуальном плане в виде повторения вслух условия задачи, расстановки смысловых ударений («Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 цифры?», а затем «Сколько нужно цифр для того, чтобы пронумеровать книгу, в которой 634 цифры?»), перечитывания условии задачи.

Личностный уровень выражался в образах «Я» в процессе решения, т.е. в содержаниях сознания, которые имеют отношения к нашей личности. Юра не любил показывать себя, раскрывать хода своего мышления.

А потому коммуникативный уровень у него также был минимален. Если б экспериментатор в лице Семёнова И.Н. не подтолкнул Юру к вербализации его мыслительного процесса, мы бы, возможно, так и не получили бы правильного ответа. Также имели место быть другие коммуникативные высказывания: «А вы ничего не путаете?», «Может, дадите подсказку?»

Страницы: 1 2


Особенности творческого мышления.
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уров ...

Нервная анорексия
Анорексия нервная, заболевание, характеризующееся потерей веса, чрезмерным страхом полноты, искаженным представлением о своем внешнем виде и глубокими обменными и гормональными нарушениями. Возможны также утрата аппетита, прекращение менструаций, повышенная физическая активность, а иногда и усиление аппетита с искусственно вызываемой по ...

ГАМК, тревога и депрессия.
В течение десятилетий в психофармакологии доминировали аминергические теории патогенеза депрессии, а патогенез тревоги традиционно объяснялся дефицитом тормозных медиаторов - серотонина и ГАМК [2,3]. ГАМК-А рецептор представляет собой сложный пентамерный комплекс с множеством сайтов связывания позитивных и негативных модуляторов, включа ...