Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологииСтраница 2
В качестве общетеоретической платформы для исследования механизмов защиты в отечественной психологии выступает теория взаимосвязи сознания и неосознаваемого в психическом. Она подразумевает признание существования сферы сознания и неосознаваемой сферы. Причем сознанию в психике отводится в условиях нормы ведущая роль. Характер взаимоотношений между сознанием и неосознаваемым может определяться как сотрудничеством, так и антагонизмом между ними.
Долгое время отечественная психология не признавала существование психоанализа, что, в свою очередь, оказало определенное влияние на разработку проблемы психологической защиты. Так, в 50–70-е гг. сам термин «защита» избегался или подменялся другими терминами: «психологический барьер»; «защитная реакция»; «компенсаторные механизмы» и т.д.
Позднее психологическую защиту стали рассматривать либо в границах теории установки (как реорганизацию системы установок), либо в пределах теории деятельности (как временный отказ от деятельности). И лишь начиная с известной статьи Ф.В. Бассина «О силе» «Я» и «» психологической защите», вышедшей в журнале «Вопросы философии», стали активно обсуждаться те или иные особенности психологической защиты. Помимо этого, Ф.В. Бассин впервые в отечественной психологии ввел понятие «психологической защиты», обобщив функцию этой категории одновременно как в индивидуальном, так и в социальном плане.
Согласно представлению ряда отечественных психологов (Ф.В. Бассин, В.К. Мягер, Е.С. Романова, Е.Т. Соколова и др.), психологическая защита является нормальным, повседневно работающим механизмом человеческого сознания, защищающим его от дезорганизующих влияний психической травмы. Основная функция защиты заключается в снятии эмоционального напряжения. Причем данные авторы предлагают делать различие между патологической психологической защитой (или «ненормативным», «неэффективным» функционированием защитных механизмов), приводящей к социально-психологической дезадаптации, и нормальной профилактической психологической защитой (или «нормативным», «эффективным» функционированием психологических защит), постоянно присутствующей в нашей повседневной жизни и способствующей социально-психологической адаптацией индивида.
На современном этапе развития отечественной психологии одной из наиболее удачных попыток интеграции значительной части теоретического и эмпирического знания о защитных механизмах в единую концепцию является системная теория защиты (1991), созданная Е.С. Романовой на основе «структурной теории защит «Эго»» Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х.Г. Конта (1979). Согласно данной концепции, механизмы психологической защиты являются продуктами онтогенетического развития и научения. Они развиваются как специфические средства социально-психологической адаптации и предназначены для совладания с эмоциями различной модальности: отрицание – принятие, подавление – страх, регрессия – удивление, компенсация – печаль, проекция – отвержение, замещение – гнев, интеллектуализация – предвидение, реактивное образование – радость. Механизмы психологической защиты обладают свойствами смежности (отрицание – реактивное образование – подавление и т.д.) и полярности (отрицание – проекция, подавление – замещение, компенсация – реактивное образование, регрессия – интеллектуализация), а также различаются по критерию примитивности – сложности в зависимости от времени образования в онтогенезе и участия сознания в их актуальном функционировании (отрицание – примитивный, бессознательный; компенсация – зрелый, осознанный). Индивид может использовать любой комплекс защит.
Е.С. Романова предприняла попытку внедрения «структурной теории защиты» в более широкий социальный контекст с объяснением связи существующей между самосознанием и психологической защитой личности. В частности, помимо идентификации защитных механизмов, определения их свойств и закономерностей функционирования, исследователь выделила ряд конкретных моментов интерперсональной сферы жизнедеятельности индивида, которые, накладываясь на особенности его темперамента, определяют образование специфических защит и соответствующих видов нормального – патологического поведения индивида. Данный системный подход к проблеме предполагает анализ причинно-временных связей между элементами, включенными в генезис и функционирование защитных механизмов. К этим элементам Е.С. Романова отнесла: динамические особенности психики субъекта (активность – пассивность как свойства темперамента), личный опыт успешности в удовлетворении базисных потребностей (в свободе и автономии, в успехе и эффективности, в безопасности, в признании и самоопределении), особенности объекта психологической защиты, в качестве которого выступают составляющие позитивного «образа Я» («Я – защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый»; «Я – самостоятельный, независимый, свободный»; «Я – умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию»; «Я – красивый, принимаемый, любимый»), опыт отношений в родительской семье (виды гетерономного воздействия) как образец разрешения кризисных жизненных ситуаций, а также хроническую психотравматизацию личности.
Состояние больной в настоящее время. Соматическое
состояние
Общее состояние больной удовлетворительное, сознание ясное. Положение больной в постели активное. Выражение лица спокойное, поведение обычное. Осанка правильная, телосложение правильное, повышенного питания. Кожные покровы светло-розового цвета, умеренной влажности. Тургор кожи, эластичность в норме. Отеков и сыпи нет. Цвет лица обычный ...
Реакция «битвы-бегства» - нейроэндокринная ось
Изучение участия нейроэндокринной оси в формировании стрессовой реакции связано с работами Уолтера Кэннона, а именно с его исследованиями феномена, названного им гомеостазом. Он определял гомеостаз как тенденцию организма к поддержанию баланса.
Кэннон описал лишь одну сторону влияния автономной нервной системы на развитие стресса – ней ...
Глубинная психология и психоанализ Фрейда. Психоанализ.Понятие и суть.
Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его ...