Материалы » Память её свойства и возможности » Феномены сохранения и забывания

Феномены сохранения и забывания

К числу феноменов забывания и сохранения материалов в памяти относится зависимость между тем материалом, который запоминается, и тем, который преподносится для запоминания вскоре после него. Так, иногда после урока математики по расписанию может идти урок физики. В этом случае физика с ее математическими формулировками выступает как тормоз усвоения математического материала, так же строящегося на основе многочисленных формул. Подобный феномен именуется интерференцией.

Еще Эббингаузом был открыт феномен памяти, который впоследствии был обозначен как эффект края. В дальнейшем данные Эббингауза получили экспериментальное подтверждение в работе других психологов. Так, выяснилось, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Фактически одним из элементов эффекта края в психологии выделяется эффект первичности. Установлено, что вероятность сохранения в памяти нескольких первых по порядку элементов более высока по сравнению со средними элементами.

Один из наиболее известных феноменов забывания и сохранения в памяти получил название эффект

или феномен Зейгарник,

по имени российского психолога Б.В. Зейгарник, выяснившей достоверность предположения ее научного руководителя, известного немецкого психолога К. Левина. Экспериментально было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество подлежавших запоминанию завершенных задач. Эффект Зейгарник в первые был открыт и изучен в 20-е годы нашего столетия. Однако в дальнейшем экспериментальная проверка, в целом подтвердив его справедливость, внесла поправки, которые необходимо учитывать при общей характеристики этого феномена мнемической активности. Выяснилось, что при очень сильной заинтересованности лучше запоминаются завершенные задачи, тогда как при слабой мотивации – прерванные задания. Выявление феноменов интерференции в процессах памяти, эффектов края и первичности, а также феномена Зейгарник не исчерпывает исследования особенностей сохранения в памяти прошлого с помощью опытов, препятствующих его забыванию. Однако чтобы запоминание было в достаточной степени продуктивным, необходимы специальные волевые усилия, которые могут привести к воспроизведению и узнаванию всего того, что важно для человека в его практической деятельности.


"Да" - техника.
Рекомендует начинать установление контакта с нейтральных тем или вопросов, на которые, вероятнее всего, будет получен положительный ответ. ...

Развитие и формирование личности.
Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А д ...

Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности каждого ученика. На этапе "приспособления к дефекту" для ее обеспечения используется стремл ...