Исторический анализ
понятия "детство"Страница 2
Вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психологии XX века. Если на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.
Большое влияние на разработку концепции с общими установками бихевиоризма оказали идеи И.П. Павлова. Уже в первых экспериментах Павлова с выведенной наружу слюнной железой была реализована идея связи зависимых и независимых переменных, которая происходит через все исследования поведения и его генеза не только у животных, но и у человека.
Атака на бихевиоризм и, особенно, на те его стороны, которые более близки психологии развития, проходила по нескольким направлениям. В современной психологии многие считали, что закономерности поведения могут быть получены только путем просеивания индивидуальных различий и случайных отклонений. Такая установка послужила причиной еще большего расширения масштабов исследования[2].
Исследователей в европейских странах интересовали стадии и этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И.П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Проводя на детях эксперименты, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребления орудий у обезьян и ребенка, и поэтому период проявления первичных форм мышления у ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детской психологии как науки.
Методики исследования и исследуемые группы
Методы:
Для исследования представления о себе и определения отношения к собственному Я, а так же для определения самооценочного отношения к людям мы использовали следующие методики:
• Методика исследования самоотношения (МИС; Р.С.Пантелеев)
[56]
Назначение теста: Изучение эмоционально-ценностного компонента самосознания. Многомерный ...
Принципы исследования психологии больших социальных групп
Виды больших социальных групп, занимающих особое место в системе общественных отношений (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы).
Временные неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика и т. д. историческое изменение понятия «массовое поведение». Значение исследования психологии неорганизованных групп на современ ...
Методы коррекции психологических расстройств при межкультурном взаимодействии
Все новшества, которые этнос может почерпнуть в результате межкультурных контактов, проходят как бы через сито «цензуры». Это не означает, что они отвергаются, культурная традиция – вещь очень гибкая и подвижная. Но она задает определенную логику заимствования. Здесь должен быть поставлен вопрос соотношении заимствуемых инокультурных че ...