Материалы » Теории внутриутробного психического развития » Проблема оправданности попыток влияния на развитие ребенка в пренатальный период

Проблема оправданности попыток влияния на развитие ребенка в пренатальный период
Страница 1

Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений. Взаимовлияния матери и плода, изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины и их влияние на психическое и физическое здоровье матери и ребенка является областью интересов валеопсихологии. Здесь беременная женщина и ее ребенок рассматриваются как целостная симбиотическая система остающаяся таковой не только на момент вынашивания ребенка но и после родов. Нормальным считается поддержание симбиотических отношений до трехлетнего возраста, более раннее или белее поздние их прерывание оказывает негативное влияние на психологическое развитие и здоровье ребенка и психическое здоровье матери (З. Фрейд, Э. Берн, Я.Л. Морено.) Значимыми является не только различные аспекты состояний двух элементов данной системы но и отношения между ними.

Важность раннего общения матери и ребенка для психологической полноценности личности подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базисное доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости.” (Э.Эриксон “ О материнстве и детстве.”) З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери.[1] Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны. Но все более становится ясным, что влияние материнской установки начинается гораздо раньше “ истинное воспитание начинается до рождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению” (Айванхов “Воспитание до рождения” ). У Гегеля (“ Философия духа. Энциклопедия философских наук “ т.3 с. 141) есть интересное рассуждение о влиянии матери на формирование души ребенка еще до рождения: “ . ребенок в утробе матери, напротив обнаруживает такую душу, которая обладает действительным для себя бытием еще не в нем самом а только в матери, почему его душа и не в состоянии поддерживать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери”[2] Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка открыта для непосредственного воздействия на нее души матери. Идеи философов подтверждаются последними исследованиями психологов и медиков. Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “ .большинство детей которых “не ждали” в дальнейшее заболевают неврозом страха” или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха”[3]). Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протекание беременности и роды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов (А.И. Захаров “ Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов” СПб 1997). Причем подчеркивается, что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков. Другими словами организм у девочек более разнообразно отвечает на стресс матери. В то же время у мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии в следствии стресса матери. Рассмотрев конкретно патологические влияния стресса матери, можно обнаружить следующее:

· переживания из-за отношений с супругом, обусловленные конфликтными межличностными отношениями приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление психогенной заторможенности у мальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;

Страницы: 1 2 3


Психолого–педагогические рекомендации по коррекции агрессии у подростков
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может об ...

Функции общения
Соответственно сторонам общения различают три основные функции общения: 1) коммуникативная, или информационно-коммуникативная, т.к. процесс общения предполагает обмен информации, не важно, какого она содержания. Общие требования к осуществлению коммуникативной функции таковы: точное оринентирование высказывания на собеседника, отражен ...

Органические ощущения
Органическая чувствительность доставляет нам многообразные ощущения, отражающие жизнь организма. Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сер ...