Эмоции и личность » Классификация эмоций

Классификация эмоций
Страница 2

Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работ желез внутренней секреции, и особенно, от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны переживающему их человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчётной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле, настроение – это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для неё складываются обстоятельства. Этой причиной могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность, и конечно, люди.

Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин: возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение стимулирует или подавляет деятельность человека. Одна и та же работа при разных настроениях может казаться то лёгкой и приятной, то тяжёлой и удручающей. Хорошо работает человек, когда он бодр, спокоен, весел и гораздо хуже, когда он встревожен, раздражён, не доволен. Человек должен управлять своим поведением, а для этого можно использовать образы и ситуации, приятные человеку. При господстве положительного, жизнерадостного настроения, человек легко переживает и временные неудачи и огорчения. Помимо изменений, происходящих в нервной, эндокринной и других системах организма, и осознаваемых субъективных переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном поведении человека. Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях лица – мимике, выразительных движениях всего тела – пантомимике, и «вокальной мимике» - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. На сегодняшний день принято различать несколько основных функций эмоций: регуляторную, отражательную, сигнальную, стимулирующую, подкрепляющую, переключательную, приспособительную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей. Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции, в свою очередь, обусловлены с индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека. Одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций, так как трудно представить взаимодействие между людьми без эмоциональных проявлений. Выражая свои эмоции, человек проявляет своё отношение к действительности и, прежде всего к другим людям. Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к чему-либо или к кому-либо. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации - являются «языком» человеческих чувств средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. Приобретая с раннего детства определённый опыт общения с людьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверности определять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и прежде всего, по выражению лица. В течение жизни у человека формируется некая система эталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследования в области распознавания эмоций показали, что на возможность человека понимать других влияет целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональные особенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре. Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования умения управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих его людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них в условиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многих профессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в его положение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Особенно важно это качество для людей, в профессиях которых общение занимает важнейшее место. Умение разбираться в многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить их необходимо людям, посвятившим себя искусству. Понимание и умение воспроизводить – важнейший этап обучения актёров искусству интонации, мимике, жестов. Обращаясь к психологическим исследованиям различных авторов, и даже к собственным наблюдениям, можно сказать, что большую часть информации в процессе общения, человек получает с помощью невербальных средств коммуникации. С помощью вербального или словесного компонента человек передаёт небольшой процент информации, основная нагрузка при передаче смысла лежит на так называемых «внеязыковых» средствах общения.

Страницы: 1 2 


Соотношение ценности и доступности как особенность внутреннего конфликта у подростков
Используя методику «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталова (УСЦД), можно определить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, а также внутренней конфликтности. Таблица 1 Соотношение «ценности – доступности» у мальчиков и девочек Группы Показатели «ценность – доступность» (R) ВК ВВ ...

Концепция стресса Г. Селье
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нане ...

Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева
С методологической точки зрения работа А.Н. Леонтьева хоть и представляет собой тщательно разработанное исследование, но, разумеется, не являет собой совершенную методику. Можно выделить ряд особенностей этой классической работы, которые ставят под сомнение качество получаемых результатов и самого метода А.Н. Леонтьева. Так, Р. Ван дер ...