Материалы » Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей » Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона

Теория поэтапного развития Я-концепции Э. Эриксона
Страница 2

Схемы собственного «Я» включают измерения, которыми мы пользуемся, думая о себе. Люди опираются на схемы в отношении тех характеристик, которые они считают для себя особенно важными и относительно которых они оценивают себя как относящихся к одному из полюсов данной характеристики и уверены, что противоположный неверен для них. Не все схемы собственного «Я» - позитивны. Люди также обладают хорошо сформулированными, высокоорганизованными убеждениями в отношении самих себя, касающихся отрицательных качеств. То, какой аспект собственного «Я» оказывает влияние на наши мысли и реальное поведение, в большей степени зависит от того, какой аспект Я-концепции соответствует определенной ситуации. Аспект Я-концепции, ассоциирующийся с определенной ситуацией, называется рабочей Я-концепцией. Иногда рабочая Я-концепция может отличаться от базовой Я-концепции. Изменения в рабочей Я-концепции приводят к изменениям в постоянной

Я-концепции только тогда, когда рабочая Я-концепция является устойчивой в течение какого-либо времени. Еще одним аспектом собственного «Я», имеющим значение для саморегуляции, является сложность Я-концепции. Некоторые люди думают о себе по одному или двум доминирующим направлениям, в то время как другие рассуждают о себе с точки зрения множества качеств. Анализ различий между людьми, обладающими простым и сложным восприятием собственного «Я», проведенный Патрисией Линвилл, показывает, что людей с простыми Я-концепциями вдохновляет успех в значимой для них области, но они очень уязвимы для неудачи. Таким образом, позитивная комплексность собственного «Я» может действовать как буфер против стрессовых ситуаций. В частности, она может помочь человеку справиться с депрессией или не дать ему заболеть в ответ на неудачи. Обширные исследования продемонстрировали значение сложности собственного «Я» для защиты людей от неудач, но с одним предостережением: только позитивные комплексные образы собственного «Я» способны выполнять эту функцию. Негативные комплексные образы собственного «Я», напротив представляют собой фактор риска, ведущий к депрессии, и предполагают более длительное восстановление после нее. [27]

Хотя процессы научения конкретным внешним действиям и эмоциональным реакциям являются, безусловно, важными для понимания психопатологии, однако социально-когнитивная теория все больше приходит к необходимости подчеркнуть роль дисфункциональных ожиданий и Я-концепций. Люди могут ошибочно ожидать появления боли вслед за какими-то событиями или ассоциировать боль с некоторыми ситуациями. И на основе этих ожиданий они могут вести себя так, чтобы избежать этих ситуаций, а на самом деле они иногда могут создавать ту самую ситуацию, которую пытались избежать.

Когнитивные процессы также вносят свой вклад в психопатологию в виде дисфункциональных самооценок и, в особенности, в виде представления о собственной неэффективности. Напомним, что воспринимаемая самоэффективность – это представление о том, что мы можем выполнить требования ситуации или справиться с ней. Представление о собственной неэффективности – это чувство, что вы не можете выполнить требуемую задачу или справиться с требованиями ситуации. Согласно социально-когнитивной теории, именно восприятие собственной неэффективности играет главную роль в тревожности и депрессии. Бандура обращает внимание на интересный момент: расхождение между стандартами и деятельностью может давать разный эффект – оно может вести к увеличению усилий, к апатии или к депрессии. От чего зависит, какой будет эффект? Согласно Бандуре, расхождение между успешностью и стандартами приводит к повышению мотивации, если люди верят, что у них есть необходимый уровень эффективности для осуществления цели. Убеждение в том, что цель находится за пределами способностей, поскольку она нереалистична, приводит к отказу от цели и, возможно к апатии, но не к депрессии. Одной из самых активных областей социально-когнитивной психологии стали исследования связей между убеждением в самоэффективности и здоровьем. Убеждения о самоэффективности воздействуют на здоровье двояким образом. Они влияют на поведение связанное со здоровьем, и, кроме того, прямо воздействуют на физиологические процессы. [21]

Страницы: 1 2 


Особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения .Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от5.5 до 7 ...

Этические проблемы, возникающие в процессе тренинга
Первая группа проблем связана с групповыми целями. Чаще всего цели группы не сформулированы для участников четко. Принятие их членами группы создает основу для обучающей активности. Определенная направленность действий позволяет участникам понять смысл и осознать значение групповых действий, удовлетворяет индивидуальные потребности. По ...

Общее представление о мышлении умственно отсталых детей
Мышление - это познавательный процесс психического опосредствованного отображения свойств объектов и явлений окружающего мира. Выделяют такие свойства мышления : скорость, гибкость, глубину, самостоятельность, обобщенность, критичность и другую; процессы мышления : анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и другое, которые ...