Особенности предрасположенности личности к конфликтному поведению у подростков
Для определения типов поведения в конфликтных ситуациях у испытуемых была проведена методика «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению», которая содержит определенные стили разрешения конфликтной ситуации и диагностирует особенность проявления внешнего конфликта. Разделение типов поведения у мальчиков и девочек выглядит следующим образом:
Рис.2 Типы поведения в конфликтной ситуации у мальчиков и девочек подросткового возраста
По результатам исследования, обнаружена тенденция, в доминировании таких типов поведения в конфликтной ситуации у девочек как: приспособление (принесение в жертву собственных интересов ради другого) и сотрудничество (когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон), а у мальчиков - компромисс, (рис. 2). Т.е. при наличии конфликта, как мальчики, так и девочки стараются максимально помочь друг другу в разрешении споров, очень аккуратно обходя «острые углы» препятствуя тем самым обострению конфликта.
Для выявления корреляций между предполагаемым внутренним конфликтом и типами поведения в конфликтной ситуации, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:
Полученный результат: rs = -0.27. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости.
Использовав U – критерий Манна – Уитни, попробовали установить зону перекрещивающихся значений между двумя рядами. (Statistica 6.0)
Результат: UЭмп = 87. Полученное эмпирическое значение Uэмп (87) находится в зоне незначимости.
Проанализировав полученные результаты, было установлено отсутствие каких – либо связей между внутренним конфликтом и типами поведения в конфликтной ситуации.
Можно объяснить отсутствие связи тем, что у мальчиков и девочек преобладает низкий уровень дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере (желания в основном удовлетворены) – нет необходимости в возникновении внутриличностного конфликта и как следствие нет проявления внешнего.
Таким образом, в условиях нашего исследования, различия между способами реагирования в конфликтной ситуации незначимы.
Основные неконструктивные стереотипы, проявляющиеся в ситуациях семейного
конфликта
В табл. 1 представлены основные стереотипы, обнаруженные не только у самих испытуемых, но и у их родителей, прародителей и других членов семьи - тетушек, дядюшек, сестер, братьев, детей. Мы видим, что в семьях живут и передаются из поколения в поколение 8 основных неконструктивных стереотипов: «непонимание», поиск «виновного», пристраст ...
Техника рефлексии
Рефлексия - управляемое осознание ситуации контакта на основе имитации понимания ситуации собеседником. Как психологическая техника рефлексия обеспечивает распознавание того, как видит ситуацию собеседник и управление его видением. Глубокое проникновение в цели, намерения, особенности психологического состояния собеседника, знание его о ...
Выводы
Можно сделать такие выводы:
· Основные различия между эмоционально положительными и отрицательными реакциями ребёнка на стресс могут быть сформулированы следующим образом:
1. Возможность выбора. Если ситуация выбрана самим ребёнком, то его чувства можно назвать скорее "стимуляцией", нежели стрессом. Стресс возникает в том сл ...