Материалы » Психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте » Соотношение ценности и доступности как особенность внутреннего конфликта у подростков

Соотношение ценности и доступности как особенность внутреннего конфликта у подростков

Используя методику «Уровень соотношения ценности и доступности» Е.Б. Фанталова (УСЦД), можно определить степень неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, а также внутренней конфликтности.

Таблица 1

Соотношение «ценности – доступности» у мальчиков и девочек

Группы

Показатели «ценность – доступность»

(R)

ВК

ВВ

НЗ

девочки

26,3

7

7

12

мальчики

22,1

10

4

10

В таблице, как и на рисунке, представлены следующие показатели соотношения «ценности - доступности»:

(R) - это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также – об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии.

ВК – внутренний конфликт

ВВ – внутренний вакуум

НЗ – нейтральная зона

Результаты проведенного исследования показали, что состояние внутреннего конфликта – это, прежде всего, состояние “разрыва” в системе “сознание–бытие”, а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности.

В связи с этим индекс “Ц–Д” (R) - является, в свою очередь, индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина всегда будет указывать на степень расхождения между тем, что «есть», и тем, что «должно быть», между «хочу» и «имею», а также между «хочу» и «могу».

Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность всегда будут иметь в предлагаемом методическом подходе, точные качественные, и количественные показатели.

Полученные результаты, свидетельствуют о преобладании низкого показателя (R) 26,3 у девочек, это говорит о том, что желания в основном удовлетворены, именно поэтому, показатель ВК (внутренний конфликт) у девочек меньше чем у мальчиков, а показатель ВВ (внутренний вакуум) больше. Т.е. при отсутствии внутреннего конфликта у девочек наблюдается внутренняя опустошенность, снижения побуждений.

У мальчиков же наоборот, преобладает средний показатель (R) 22,1, что свидетельствует о некоторой степени превосходности желаний над возможностями, поэтому имеет место внутренний конфликт. Показатель НЗ (нейтральная зона - это вся совокупность показателей, где нет заметных “внутренних конфликтов” и “внутренних вакуумов”. Все сферы, которые, попадают в НЗ, представляют своего рода “бесконфликтную”, нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают.) заметно выше у девочек, это объясняется отсутствием у них внутреннего конфликта в связи с удовлетворенностью, доступностью желаемого.

Для наглядности по полученным результатам, составлен график соотношения «ценности – доступности» у мальчиков и девочек.

Рис. 1 Соотношение ценности и доступности у мальчиков и девочек подросткового возраста

Проанализировав результаты, можно сделать предположение, что при низком уровне дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере, снижается возможность возникновения внутреннего конфликта, и наоборот – когда желания превышают возможности, внутренний конфликт неизбежен. Отсутствие внутреннего конфликта приводит к снижению побуждений так называемому «внутреннему вакууму», следовательно, и к состоянию «нейтральная зона» - состоянию бесконфликтности, когда желаемое и доступное совпадает.


Цели психологического консультирования
Основные цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако, основными , как правило являются: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбеж ...

Развитие высших психических функций в переходном возрасте
Вся история психического развития в переходном возрасте состоит из, строгой иерархии, т.е. перехода функций вверх и образования самостоятельных высших синтезов. В процессе развития все эти функции образуют сложную иерархическую систему, где центральной, или ведущей, функцией является развитие мышления, функция образования понятий. Все о ...

Фазы мыслительного процесса.
Исходным пунктом мыслительного пути является постановка вопроса. От формулировки вопроса зависит все направление мыслительной деятельности. Условием адекватной постановки вопроса является правильная констатация дефицита информации, искомого (неизвестного). Понимание того, что именно непонятно в данной ситуации, «понимание непонятности», ...