Введение

Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к агрессивному поведению, проживанию в особой субкультуре, наркомании, и суициду.

Тема конфликта - это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов. Кроме внутриличностного конфликта, подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, которые приводят его к конфликту. Проблема, конфликтов - одна из самых сложных и острых в развитии и воспитании подростков. [7]

Теоретическую основу исследования составили теории личностного развития (П.П. Блонский, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон), и исследования внутриличностиых конфликтов (Н. В. Гришина, К. Левин, Л. Козер, В.М. Мерлин, Е. Б. Фанталова, 3. Фрейд, А.И. Шипилов).

Объектом исследования является психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта

Предметом исследования – психологические особенности внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте

Цель: рассмотреть особенности проявления внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек в подростковом и юношеском возрасте.

Сформулированы следующие задачи:

1) Рассмотреть соотношения ценности и доступности как особенность внутриличностного конфликта в подростковом и юношеском возрасте;

2) провести диагностику личностной агрессивности и конфликтности у мальчиков и девочек в подростковом и юношеском возрасте;

3) проанализировать особенности внутриличностного и межличностного конфликта у мальчиков и девочек;

Методы исследования. Использовались 3 группы методов:

1) метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования;

2) методы психодиагностики, которые включали следующие методики:

· Е. Б. Фанталова «уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД);

· Е.П. Ильин «Личностная агрессивность и конфликтность»

· К. Томас «Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению»

· Проективная методика «рисунок человека и человека под дождем»

3) Методы математической статистики

Полученные в ходе исследования результаты обрабатывались качественным и количественным анализом (коэффициент ранговой корреляции Спирмена и U – критерий Манна - Уитни). [10] Данные обрабатывались в программе Statistica 6.0

Характеристика выборки:

В исследовании принимали участие 30 подростков (15 девочек и 15 мальчиков) 29 гимназии г.Харькова, в возрасте от 12 -14лет и студенты 1го курса факультета психологии ХНУ им. Каразина (16-17 лет)

Раздел 1. Теоретический анализ проблемы соотношения внутриличностного и межличностного конфликта в подростковом возрасте


Выводы
Анализ психолого-педагогической литературы и личное наблюдение во время прохождения педагогической практики показывает, что учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном периоде начинает формироваться учебная деятельность. В процессе, в котором вырабатываются такие качеств ...

Концепция стресса Г. Селье
Концепция стресса была разработана Гансом Селье в 30-х годах. Он определил биологический стресс как неспецифическую реакцию тела на любое обращенное на его воздействие. Он также говорил, что стресс – это «то, что ускоряет процесс старения, проводя нас через передряги жизни». Это полезные определения. Стресс представляет собой вред, нане ...

Теоретические основы исследования эмоциональной составляющей стереотипов межличностного взаимодействия супругов
Универсальная значимость эмоций в жизни и деятельности человека подчеркивалась многими исследователями на протяжении всей истории развития психологической науки. Р. Декарт утверждал, что «главное действие всех людских страстей» заключается в том, что они настраивают душу и тело человека, побуждают его к жизни. Функция побуждения или акт ...