Процедура эксперимента
Страница 1

Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Длительность процедуры по каждой серии составляла 7-15 минут. За каждую встречу проводилась одна серия, встречи осуществлялись с перерывом минимум в один день.

Эксперимент включал фазу знакомства с испытуемым и установления контакта с ним, запись данных об испытуемом. В начале встречи экспериментатор говорил: «Здравствуй, меня зовут Софья Максимовна, а тебя? Скажи, сколько тебе лет? Как настроение? Сегодня я хочу посмотреть, насколько комфортно тебе учиться в классе. В особенности, хотелось бы посмотреть, как дети твоего возраста запоминают информацию».

Далее экспериментатор вводил инструкцию либо для непосредственного, либо для опосредствованного запоминания. Ниже приведены тексты этих инструкций.

Инструкция к условию с непосредственным запоминанием: «Я тебе буду говорить слова, а ты будешь внимательно слушать их молча, а потом я тебя попрошу повторить эти слова так, как ты их вспомнишь».

Перед испытуемым на столе выкладывались 30 карточек.

Подростку зачитывался список слов для непосредственного запоминания, список слов менялся в зависимости от условия. Слова читались однократно с интервалом примерно в 3 секунды между ними.

Через 5-7 минут после запоминания испытуемому предлагалось воспроизвести слова. Затем задавался вопрос: «Как ты запоминал слова?».[1]

В перерывах между запоминанием и воспроизведением испытуемому говорилось следующее: «Молодец. А сейчас мы с тобой немного отвлечемся. Скажи, пожалуйста,…».

Далее проходила клиническая беседа с ребенком на соответствующую тему.

При первой встрече тема беседы – «Что такое память?».

При второй встрече тема беседы – «Помнил ли испытуемый особенности памяти в более ранних возрастах».

При третьей встрече тема беседы – «Что влияет на развитие памяти?»

При четвертой встрече тема беседы – «Общее впечатление от всех встреч. Повторно – что такое память?».

В условии с картинно-опосредствованным запоминанием перед испытуемым в случайном порядке, но стройными рядами выкладывались карточки с картинками для опосредствования.

Сначала у испытуемого спрашивалось, все ли изображения на картинках ему знакомы. Если подростку какие-то картинки были непонятны, то ему объяснялось, что это за картинка.

Инструкция для условия с опосредствованным запоминанием: «Я буду называть тебе разные слова. Твоя задача – их запомнить. Когда я назову слово, посмотри на картинки и отложи такую картинку, которая поможет тебе запомнить слово, которое я называю» (формулировка почти буквально воспроизводит инструкцию в опытах А.Н. Леонтьева). Кроме того, подростка спрашивали: «Скажи, что ты сейчас будешь делать?».

Если подросток понимал, что требуется инструкцией, и выражал стремление продолжить работу, то экспериментатор приступал к основной пробе.

В протоколе фиксировалась каждая картинка, отобранная испытуемым, а также, в соответствующих графах, различные речевые реакции подростка. Примеры протоколов с испытуемыми см. в Приложениях 3-5.

После выбора последней картинки экспериментатор забирал у испытуемого отложенные им картинки. В перерывах между запоминанием и воспроизведением подростку говорились следующие слова: «Молодец. А сейчас мы с тобой немного отвлечемся…». Далее (эксперименты 2006-2007, 2007-2008 гг.) проходила клиническая беседа на соответствующую номеру встречи тему.

Через 5-7 минут после запоминания испытуемому предлагалось воспроизвести слова: экспериментатор предъявлял картинки по очереди, одну за другой, предлагая испытуемому назвать соответствующее данной карточке слово (желательно, в том же порядке, в каком предъявлялись тестовые слова).

«

Сейчас постарайся вспомнить слово, которое ты запоминал, откладывая эту картинку».

Правильные ответы отмечались в протоколе в графе «Точная репродукция» знаком «+», ошибочные ответы записывались в графе «Ошибочная репродукция/комментарии». Затем экспериментатор забирал карточки, располагал их в первоначальном порядке и, предъявляя их по очереди одну за другой испытуемому, задавал вопрос:

«Почему ты выбрал для того, чтобы запомнить слово… эту картинку, а не какую-нибудь другую?»

Ответы испытуемого фиксировались в графе протокола «Комментарии испытуемого (объяснение запоминания)».

Страницы: 1 2


Методическая деятельность.
Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных составляющих дополнительных образовательных программ с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей личности воспитанников. Участие в методическом объединении психологов. ...

Экспериментальное изучение наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста при общем недоразвитии речи. Цель, задачи, организация исследования
Целью эксперимента является изучение особенности наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста. В результате проведения исследования необходимо решать следующие задачи: - отбор психодиагностических методик для экспериментального изучения особенностей наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ...

Основные стадии протекания конфликта
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания: * стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм; * стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов; * стадию конфликтных дейс ...